Гуашь — универсальный и доступный материал для творчества. В статье рассмотрим, что можно нарисовать гуашью, представим топ-7 техник для раскрытия потенциала и предложим мастер-класс для начинающих. Узнаете о видах гуаши, выборе кистей и основах работы на разных поверхностях. Этот путеводитель поможет освоить рисование гуашью, предоставляя советы и идеи для создания простых и сложных рисунков.
Общие советы начинающим художникам
Гуашь использовали в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные художники, такие как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Альбрехт Дюрер, Александр Бенуа и Борис Кустодиев. Эти водные краски заслуживают внимания, хотя чаще их применяют для раскрашивания различных поделок. Работать с ними проще, чем с масляными красками.
Живопись гуашью охватывает множество жанров, включая портреты, пейзажи, натюрморты, абстракции и сюрреализм. Прежде чем приступить к рисованию, важно ознакомиться с основными принципами работы с гуашью:
- начинать с карандашного наброска, а затем добавлять краски;
- осваивать техники рисования на пейзажах;
- двигаться от простых форм к более сложным, от схематичных изображений к детализированным;
- дальние объекты изображать темнее, а ближние — светлее;
- определять центр композиции;
- начинать рисовать с верхней части листа;
- сначала покрывать краской крупные элементы, а затем прорабатывать мелкие детали;
- контуры выделять контрастным цветом;
- тени создавать с помощью фиолетового, синего и зеленого цветов, избегая черного;
- исправлять ошибки только на полностью высохшей работе;
- помнить, что по мере высыхания краски становятся светлее, поэтому их следует наносить более густо;
- для облаков использовать белый цвет, для травы — светло-зеленый, а для деревьев — темно-зеленый оттенок;
- прежде чем пробовать новую технику, стоит потренироваться на черновике.
Для рисования вам понадобятся:
- бумага или холст;
- краски;
- кисти;
- простой карандаш;
- ластик;
- палитра;
- мастихин;
- стакан для воды.
Палитру можно заменить деревянной дощечкой любого размера. Освоив цветовые сочетания и композицию, художники могут обходиться без карандашных набросков на холсте. Эскизы создаются в альбоме, что позволяет впоследствии воссоздать увиденный пейзаж в красках.
Мастихин — это металлический инструмент, напоминающий строительную лопатку, который используется для нанесения и снятия гуаши с холста.

Основные сведения про гуашь
Гуашь — это водная краска. Она создана на основе акварели, но отличается более густой консистенцией и насыщенным цветом, не растекается на холсте. В изготовлении гуаши используют белила, натуральные пигменты и минеральные добавки: фруктовую камедь, мед, глицерин, масла, а также акрил. Чтобы масса стала густой, добавляют крахмал, декстрин, гуммиарабик. Благодаря титановой краске в составе тона гуаши более приглушенные.
Компоненты в красках, предназначенных для разных видов работ, отличаются. В школьной гуаши содержится клей ПВА.
Особенности гуашевой краски:
- можно наносить слоями, на фоне после высыхания вырисовывать мелкие детали и создавать объемные рисунки;
- засохшая краска в банке растворяется водой;
- для исправления ошибки в рисунке не нужен химический растворитель.
Пользоваться гуашевой краской легко — просто добавить воды. Она быстро высыхает, безопасна для кожи и легко смывается. Гуашью выполняют художественную роспись на ногтях, используют в боди-арте. Ею заправляют аэрографы и покрывают большие площади.
| Техника гуаши | Что можно нарисовать | Мастер-класс для начинающих |
|---|---|---|
| 1. Лессировка (наложение прозрачных слоев) | Нежные пейзажи, цветы, портреты с мягкими переходами | Нанести тонкий слой светлого цвета, дать высохнуть, затем наложить более темный слой, частично просвечивая нижний. Повторять для достижения глубины цвета. |
| 2. А-ля-прима (рисование «по-сырому») | Экспрессивные пейзажи, абстракции, быстрые зарисовки | Нанести на холст густую краску и смешивать цвета прямо на нем, пока краска не высохла. |
| 3. Импасто (нанесение густых мазков) | Текстурные натюрморты, абстрактные композиции, изображения с фактурой | Наносить гуашь толстым слоем, используя кисти с жесткой щетиной или палитру-нож. |
| 4. Многослойная живопись | Детализированные пейзажи, портреты, натюрморты | Наносить слои краски друг на друга, позволяя каждому слою высохнуть перед нанесением следующего. |
| 5. Рисование по-мокрому | Размытые пейзажи, абстрактные работы, эффекты тумана | Нанести на бумагу воду, затем добавить гуашь, позволяя цветам смешиваться и растекаться. |
| 6. Техника сграффито (процарапывание верхнего слоя) | Текстурные фоны, узоры, абстрактные работы | Нанести несколько слоев гуаши, дать высохнуть, затем процарапать верхний слой, чтобы показать нижние слои. |
| 7. Смешанная техника (комбинирование разных техник) | Любые сюжеты, эксперименты с текстурой и цветом | Комбинировать любые из вышеперечисленных техник для достижения уникального эффекта. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о гуаши и техниках рисования, которые могут быть полезны для начинающих художников:
-
Смешиваемость с другими материалами: Гуашь отлично сочетается с акварелью и акрилом. Это позволяет художникам экспериментировать с различными эффектами и текстурами, создавая уникальные произведения искусства. Например, можно использовать акварель для создания фона, а гуашь для детализированной прорисовки объектов.
-
Техника «мокрое по мокрому»: Эта техника позволяет создавать плавные переходы и мягкие градиенты. Для этого нужно наносить гуашь на влажную поверхность бумаги, что дает возможность цветам смешиваться друг с другом, создавая интересные эффекты. Это особенно полезно для рисования пейзажей и абстрактных композиций.
-
Гуашь как средство для обучения: Многие художники рекомендуют начинать обучение рисованию именно с гуаши, так как она позволяет легко исправлять ошибки. Гуашь можно разбавить водой, что дает возможность создавать различные оттенки и прозрачности. Это делает гуашь идеальным материалом для практики и экспериментов с цветом и формой.
Эти факты подчеркивают универсальность гуаши и ее возможности для творчества, что делает ее отличным выбором для начинающих художников.

Разновидности гуаши и их особенности
Характеристики гуаши варьируются в зависимости от её назначения. Профессиональные краски требуют предварительного разведения водой, тогда как для детских достаточно просто окунуть влажную кисточку.
Художественная
Краска для создания сложных произведений искусства отличается однородной консистенцией. Тона ложатся ровно, а изображение выглядит объемно. Поверхность краски на холсте бархатисто-матовая. Чтобы перекрыть акварельный рисунок, достаточно нанести один мазок. Стойкость и декоративные свойства обеспечивает гуммиарабик — смола аравийской акации. Упаковки с художественной гуашью бывают помечены словом «люкс» или «премиум». Цвета максимально приближены к природным для создания реалистичных картин.

Плакатная
Краска, предназначенная для создания надписей на холсте, ватмане, картоне и для раскрашивания фанерных декораций. В состав плакатной гуаши входит каолин — белая глина, которая обеспечивает стойкость цвета и предотвращает его выцветание со временем. Упаковки не имеют дополнительных обозначений, на них лишь указано слово «гуашь». Эти краски идеально подходят для детского творчества и обучения рисованию. Палитра цветов не слишком обширна и включает в себя только основные оттенки. К плакатной гуаши относится и детская версия, которую легко отличить по ярким упаковкам с мультяшными персонажами.
Флуоресцентная
Декоративный вид гуаши с органическими веществами — люминофорами. Особые пигменты делают изображения ярче на солнце, а неоновые краски видно в темноте. Для закрепления в состав добавляют клей ПВА и антисептик. Флуоресцентная гуашь менее плотная, поэтому ее наносят только на белую поверхность. Флуоресцентную гуашь относят к краскам со спецэффектами. Для украшения рисунков также применяют перламутровую разновидность. Она прозрачнее, чем обычная. Светящиеся и блестящие виды гуаши плохо смешиваются с художественными.
Акриловая
Наиболее стойкая гуашь сохраняет свои качества на различных поверхностях благодаря присутствию акрилатов в своем составе. Написанные тексты и изображения не выцветают со временем и остаются насыщенными. Акриловую гуашь применяют для декорирования стеклянных и деревянных предметов.
Как выбрать кисть для рисования картин
В работе различными техниками имеет значение форма кисти:
- плоская — применяется для нанесения однотонной краски на большие участки холста;
- круглая, овальная — подходит для всех видов работ, толщина мазка увеличивается с силой нажима;
- контурная, тонкая — позволяет филигранно выполнить мелкие детали, штрихи;
- веерная — используется для заливки фона.
Кисти подбирают в зависимости от техники рисования. Их делают из натурального ворса и синтетических нитей.
Виды кистей, которые используют в обучении рисованию:
- беличьи — средней мягкости с заостренным концом для нанесения тонких штрихов. Подходят для прорисовки мелких деталей. Кисти из ворса белки быстро истираются;
- колонковые — ворс сибирского пушного зверька более прочный и жесткий;
- козьи — широкие и узкие кисточки подходят для рисования крупных объектов;
- синтетические — нейлоновый ворс долго служит, используется для рисования фона;
- свиные — жесткие кисточки делают поверхность холста или бумаги текстурной;
- барсучьи — подходят для нанесения разбавленной гуаши.
Визуальные спецэффекты создают с помощью силиконовых кистей и ниток. Для создания объемного и реалистичного натюрморта, кроме кистей, используют губки из поролона, бумажные салфетки, валики.
На чем можно рисовать
Густую и насыщенную гуашь используют для рисования на различных материалах, таких как бумага, ткань, а также на твердых прозрачных и непрозрачных поверхностях. Основное требование к основанию, на которое наносится эта краска, — это его плотность.
Бумага
Идеальная поверхность для изучения искусства живописи — гладкий белый ватман, картон, бумага формата А4 повышенной плотности. Для рисования гуашью подходит тонированная и акварельная бумага.
Гофрокартон со временем коробится.
Фанера
На втором месте по удобству использования после картона находится деревянная основа.
Готовую работу следует обработать лаком.
Стекло
Гуашью расписывают посуду и оконные стекла.
Чтобы сохранить роспись, изделия лакируют. Гуашью рисуют снежинки на окнах к Новому году.
Ткань
Батик, известный также как роспись по ткани, преобразует обычные предметы в настоящие шедевры искусства.
Для того чтобы краска не смывалась, ткань обрабатывают специальным лаком, предназначенным для текстиля.
Какие техники рисования существуют
Гуашь — универсальная краска, которая подходит для работы в традиционных и нетрадиционных техниках. Основные техники — пастозная и лессировка. С опытом художники комбинируют их и добавляют собственные изобретения.
Лессировка
Метод заключается в последовательном нанесении краски слоями. Сначала наносят первый слой, затем дожидаются его полного высыхания, после чего приступают к следующему. Если продолжить работу до высыхания предыдущего слоя, цвета могут смешаться, что приведет к образованию неаккуратного оттенка. Краску следует использовать средней консистенции. Для достижения полупрозрачного эффекта в мазке добавляют больше воды. В технике лессировки может применяться до пяти различных тонов.
Пастозная
Краску накладывают густым слоем. Фактурность и оттенки картина приобретает благодаря различным направлениям мазков. Чтобы гуашь не растрескалась после высыхания, в нее добавляют клей ПВА.
Смешанная
В процессе создания картины применяются различные типы красок и инструменты, такие как гуашь, акрил, акварель, масло, пастель и темпера. Также художники часто комбинируют техники: например, фон могут растушевывать гуашью, а детали прорисовывать акрилом.
Нетрадиционные техники рисования
Чтобы картины выглядели нестандартно и отражали индивидуальное видение автора, применяют необычные способы нанесения краски. В детском творчестве применение нетрадиционных и смешанных техник помогает учиться мыслить нестандартно и продумывать план работы.
Монотипия
Картина, созданная с использованием монотипии, напоминает печатный рисунок. Чтобы получить отпечаток, выполните следующие шаги:
- Нарисуйте изображение на одной стороне листа;
- Сложите лист пополам и прижмите, чтобы свежая краска перенеслась на чистую половину;
- Разверните бумагу.
На второй стороне листа останется оттиск, который будет напоминать печатную иллюстрацию. Главная особенность монотипии заключается в том, что каждая работа уникальна, и невозможно создать два одинаковых отпечатка. В процессе рисования можно использовать один или несколько цветов. С помощью оттиска можно создавать как основные объекты, так и фоновые элементы. На отпечатанном изображении можно добавлять детали с помощью обычных мазков.
Техника монотипии также используется для создания симметричных цветовых пятен на карточках психологического ассоциативного теста Роршаха.
Диатипия
Техника тоже относится к печатному способу изображения:
- на гладкую плотную поверхность нанести валиком слой краски;
- положить сверху на свежую краску лист тонкой бумаги;
- карандашом нарисовать картинку;
- снять тонкий лист.
Рисунок отпечатается на плотной и тонкой бумаге, и получится две картинки с одинаковым сюжетом. Линии можно наносить палочками разной толщины, а на плотное основание наносить несколько цветов. Изображение на цветном фоне выглядит объемно и нестандартно. Вместо валика используют хлопчатобумажную тряпочку. Чтобы точнее расположить объекты, белый лист заменяют полупрозрачной калькой.
Кляксография
Техника заключается в создании на холсте клякс и брызг краски.
Как это делается:
- окуните кисть в краску;
- дождитесь, пока капля стечет на поверхность, или хаотично разбрызгайте гуашь рукой;
- на крупные выпуклые капли можно подуть сверху или использовать коктейльную соломинку.
Сначала вы получите абстрактные изображения из клякс. Чтобы придать им очертания животных и растений, поочередно добавляйте крупные и мелкие брызги. Краску также можно размазывать, накладывая сверху лист бумаги.
В кляксографии можно создать интересные образы морских существ: анемонов, кораллов, медуз и моллюсков. С помощью клякс легко изобразить воду, дождь или каплю в замедленном движении. Брызги можно наносить на однотонный высохший фон или добавлять второстепенные элементы обычными мазками или с использованием других техник.
Хеппинг
В технике не применяют кисти, а наносят краску руками. Различают два вида хеппинга:
- нанесение цветовых пятен ладонями и кулаками;
- прорисовывание и раскрашивание объектов кончиками пальцев.
Контактный способ рисования развивает у детей мелкую моторику. Для пальчикового рисования выпускают специальную гуашь на основе натуральных пигментов и клеящих веществ. Они безопасны для кожи и легко смываются.
Приемы рисования гуашью
Смешение воды с красками и использование губки помогают достичь мягких переходов между цветами и формировать необычные фигуры.
Влажное по влажному
Прием используют для изображения расплывчатых форм — облаков, тумана.
Как выполнять:
- смочить лист чистой водой с помощью кисти;
- нанести прозрачный слой краски одного цвета;
- не дожидаясь высыхания сразу нанести сверху жидкий слой второго цвета.
Краски смешаются на холсте, и получится туманный, размытый фон. Последующие цвета нужно наносить быстро, и хорошо разбавлять краски водой, иначе они не смешаются.
Влажное по сухому
При помощи данного метода создают изображения с четкими контурами:
- на сухую поверхность наносят плотные мазки краски;
- темные оттенки комбинируют с яркими светлыми цветами.
Использование мазков для написания картин — это традиционный подход к работе с гуашью.
Маскировка
Для работы потребуется маскирующая жидкость — специальное средство, защищающее бумагу от краски. Оно продается в магазинах художественных принадлежностей. Маскировку применяют, чтобы получить белые фигуры или надписи с четкими контурами.
Как выполнять прием:
- бумагу покрывают маскировочной жидкостью;
- когда поверхность высохнет, сверху наносят гуашь;
- с высохшей картины снимают маскировку вместе со слоем краски.
Важно дождаться высыхания маскирующей жидкости, иначе она слипнется с краской и отдерется вместе с бумагой. Высохшая маскировка не липнет к рукам и похожа на клей. Ее поддевают иглой или пальцами, чтобы снять.
Перед тем, как окунать кисть в маскирующую жидкость, ее нужно смочить в средстве для мытья посуды. Иначе ворс слипнется, и кисточка испортится.
Осветление
Этот метод позволяет осветлять краски, не смешивая их, а делая их на несколько тонов светлее с помощью влажной ткани:
- сначала необходимо нарисовать объект обычным слоем гуаши;
- затем смочите тряпочку в воде и отожмите её;
- аккуратно промокните рисунок.
При осветлении можно полностью убрать цвет, однако, в отличие от маскировки, края осветленного объекта будут иметь неровные контуры. Используя тряпочку и шаблон, можно рисовать листья и цветы на фоне. Для этого в листе бумаги вырезают отверстие в форме объекта и накладывают его на холст. Затем ткань окунают в краску и промокают ею холст через шаблон.
Губка
Пористый материал оставляет объемные отпечатки. Губку окунают в краску и промокают рисунок. Таким способом изображают грубую или плотную фактуру — землю, густую крону деревьев, траву.
Сграффито
Как осуществить:
- нанести базовый цвет;
- сверху добавить более темные или светлые мазки;
- процарапать верхний слой, чтобы открыть нижний.
Для удаления краски используют иглу, заостренный инструмент или нож. Этот прием следует выполнять быстро, пока верхний слой еще не высох. Картины, созданные с помощью техники сграффито, напоминают гравюры. Данный метод часто применяется для передачи текстуры на переднем плане и создания эффекта изношенности.
Выделение
Прием используют для прорисовывания ряби на воде, прожилок на листьях, веток в кроне деревьев. На холст накладывают слой гуаши, проделывают углубления острыми инструментами в нужных местах и заполняют их другим цветом.
Разбрызгивание
С помощью оригинального метода можно создать изображения мелких объемных предметов, таких как камешки, листья и капли.
Как это сделать:
- окуните кисть в краску;
- поднимите ее ворсом вверх;
- потяните волоски к себе, направьте на холст и резко отпустите.
Краска распылится по бумаге мелкими капельками, создавая уникальную текстуру.
Для разбрызгивания рекомендуется использовать малярную кисть с жесткой щетиной. Чтобы брызги попали в нужное место, закройте остальные участки картины листом бумаги.
Простые картины поэтапно
Особенность поэтапного рисования в том, что основные объекты и фон рисуются только горизонтальными мазками. Потом светлыми и темными тонами добавляют блики, тени и мелкие детали.
Дерево в снегу
Способ выполнения:
- Начните с нанесения фона — голубого неба и белого снега на земле;
- Дайте краске полностью высохнуть;
- С помощью карандаша в центре, справа или слева нарисуйте дерево;
- Обведите контур ствола и веток коричневым цветом, а внутреннюю часть закрасьте черным;
- Выделите белым цветом концы веточек и нижнюю часть ствола;
- Нанесите серую тень на снег.
В завершение добавьте небу выразительности, используя розовые горизонтальные мазки на горизонте и темные фиолетовые оттенки в верхней части композиции.
Горный пейзаж
Как нарисовать:
- простым карандашом наметить очертания горных вершин;
- синим цветом нарисовать небо;
- белым изобразить облака;
- смешать синий и фиолетовый оттенки и закрасить горы;
- белой краской выделить склоны, на которые падает солнечный свет;
- кончиком широкой кисти выделить уступы на склонах, краску также можно нанести краем мастихина;
- соединить синюю и белую краску и выделить подножья гор;
- нарисовать хвойный лес, окаймляющий возвышенности, синими, зелеными и желтыми мазками;
- смесью зеленого, желтого и светло-коричневого изобразить землю;
- вновь смешать белый и синий цвет, нарисовать озеро на переднем плане, добавить зелень отражения берегов и белые блики на воде;
- мазками зеленого и синего цвета изобразить кусты на берегу.
В завершение мелкими белыми, охряными, изумрудными и светло-фиолетовыми мазками прорисовать цветочный ковер.
Листья
Легкий метод создания мелкой листвы дерева:
- начните с карандашного наброска ствола и веток;
- закрасьте коричневым цветом, добавив детали мелких разветвлений;
- возьмите плоскую кисть, окуните ее в зеленую краску и держите перпендикулярно, нанося точечные мазки для формирования кроны. Этот способ рисования точками является альтернативой разбрызгиванию.
Тюльпан
Как нарисовать цветок:
- начертить стебель, листья и бутон простым карандашом;
- раскрасить лепестки красным, а лист зеленым цветом;
- стебель сделать темнее;
- нанести второй слой цвета и изобразить тень;
- добавить черный цвет к красному оттенку и прорисовать края лепестков, выделить тень;
- белым цветом нанести блики на светлой стороне;
- нанести на основание бутона легкий фиолетовый оттенок.
На лепестках можно изобразить капли: поставить темно-красным и светло-фиолетовым цветом точки и капнуть сверху белым.
Интересные идеи для начинающих
В детстве рисовать — это настоящее удовольствие. Как маленькие мастера изобразительного искусства, дети изображают всё, что попадается им на глаза. Из-под их кистей появляются яркие картины: бабушкин огород, учительница в школе, соседский питбуль и папа, меняющий лампочку.
С возрастом восприятие становится менее острым. В повседневной жизни сложно найти что-то, что вдохновит на творчество и заставит запечатлеть это на холсте.
Чтобы разбудить художественную фантазию, можно воспользоваться следующими идеями:
- пересмотреть старые фотографии или детские рисунки, вспомнить, что нравилось изображать в юности — людей, животных, забавные карикатуры;
- поискать в интернете изображения на интересующую тему и попробовать воспроизвести их с помощью различных техник рисования;
- нарисовать простую или любимую вещь с натуры — антикварную вазу, автомобиль, книгу;
- обратиться к классическим сюжетам — купить разнообразные фрукты и создать натюрморт с игрой света и тени, изобразить комнатное растение или букет.
Рисовать можно как с натуры, так и по фотографиям: домашних животных, любимых актеров и певцов. Тем, кто увлекается искусством, будет интересно воспроизвести известные шедевры — картины в стиле поп-арт Энди Уорхола, портрет Мэрилин Монро, Мону Лизу, «Крик» Эдварда Мунка или «Звездную ночь» Ван Гога. При этом не обязательно стремиться к точному сходству или копировать технику оригиналов. В результате могут получиться неожиданные и даже забавные произведения.
Мастер-класс по сложному рисунку
Интересный эффект получается, если рисовать на мятой бумаге. Пигмент заполняет изломы, и изображение напоминает мраморный рисунок. С помощью такой техники рисуют тропический пейзаж.
Для художества понадобится:
- гуашь;
- акварельная бумага;
- простой карандаш;
- широкая и тонкая кисть;
- утюг.
Техника выполнения:
- хорошо смять лист бумаги, а затем разгладить и расправить руками;
- приготовить широкую кисть;
- разбавленным синим цветом провести линию горизонта;
- по центру над горизонтом нарисовать полупрозрачной желтой гуашью полукруг солнца;
- наполовину закрасить солнце;
- мокрой кистью растушевать цвет к центру;
- оранжевым полупрозрачным цветом навести контур солнца;
- растушевать влажной кистью на внешнюю сторону;
- раскрасить небо по краям листа розовым или фиолетовым цветом, краску по-прежнему хорошо разбавлять до состояния акварели;
- снова растушевать мокрой кистью к центру листа;
- под полукругом солнца поставить три мазка в виде углов перевернутого треугольника и тоже размыть, чтобы получилось отражение солнца;
- по бокам под линией горизонта поставить мазки голубой краской и растушевкой соединить их с желтыми;
- мазками и размытием закрасить нижнюю часть листа, на которой изображается океан;
- подождать, пока картина высохнет;
- прогладить утюгом;
- тонкую кисть обмакнуть в черную гуашь и провести от левого нижнего угла две линии — будущие пальмы;
- навести их жирнее и обозначить стволы, а на верхушках нарисовать листья;
- на фоне воды нарисовать карандашом контуры дельфинов и закрасить черным цветом;
- по краям картины обозначить контуры тропических листьев и тоже зарисовать черным.
В результате получится закат солнца в океане, проглядывающий через джунгли.
Секреты и тонкости работы с гуашью
Набор гуашевых красок может включать в себя четыре, шесть или шестнадцать цветов. В более крупных художественных наборах можно найти до 32 оттенков. Смешивание соседних тонов в палитре позволяет получить однородный цвет, в то время как контрастные оттенки создают сероватый эффект. Как правильно комбинировать краски для получения новых оттенков, можно увидеть в следующей таблице:
| Оттенок | Состав красок |
| персиковый | красная + желтая + белая |
| бежевый | желтая + белая + светло-коричневая |
| бирюзовый | зеленая + синяя |
| горчичный | красная + желтая + зеленая |
| оливковый | желтая + зеленая |
| золотой | красная + желтая |
| лимонный | желтая + зеленая + белая |
| охряный | коричневая + желтая |
| пурпурный | синяя + желтая + красная |
| хаки | зеленая + коричневая |
| бургундский красный | красная + коричневая + желтая + черная |
| малиновый | синяя + красная + белая + коричневая |
| сливовый | красная + белая + синяя + черная |
| медовый | желтая + коричневая + белая |
| салатовый | желтая + зеленая + белая |
Дополнительные советы по работе с гуашевыми красками:
- Перед началом работы рекомендуется смочить бумагу чистой водой и дать ей высохнуть. Это предотвратит ее скручивание после высыхания краски;
- Гуашь следует разводить водой до консистенции, напоминающей жидкую сметану;
- Чтобы избежать расслаивания, краску нужно тщательно перемешивать;
- Пигмент в слишком жидком слое может ложиться неравномерно, и отдельные пятна сложно перекрыть следующим слоем;
- Горизонтальные мазки лучше перекрывать вертикальными;
- Для предотвращения грязных разводов не стоит использовать черный цвет при наложении теней;
- Для ткани рекомендуется применять специальное средство против скатывания гуаши — смачиватель №1, содержащий бычью желчь;
- При создании плакатов для улицы в гуашь добавляют желатин;
- Лишние мазки можно убрать, размягчив сухую краску на холсте влажной кистью, что также осветлит тон и смягчит контуры;
- Если цвет оказался неудачным, его можно закрасить;
- Краска, нанесенная на темный фон, светлеет после высыхания, а на светлом фоне темнеет;
- Чтобы увидеть, как цвет будет выглядеть после высыхания, стоит сделать палитру контрольных накрасок;
- Для ускорения высыхания слоев можно использовать фен;
- В треснувшую краску добавляют гуммиарабик и тщательно перемешивают;
- Картины на деревянной основе покрывают лаком.
Гуашь следует хранить в плотно закрытых контейнерах при комнатной температуре. Завершенные работы не стоит сворачивать в трубки, так как толстый слой краски может трескаться и осыпаться. Лучше всего хранить картины в папке, прокладывая между листами папиросную бумагу, чтобы избежать отпечатков краски на обратной стороне.
Ошибки, которых следует избегать при работе с гуашью
Работа с гуашью может быть увлекательным и творческим процессом, однако, как и в любом другом виде искусства, существуют распространенные ошибки, которые могут помешать вам достичь желаемых результатов. Избегая этих ошибок, вы сможете улучшить свои навыки и получить больше удовольствия от рисования.
1. Неправильная подготовка материалов
Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые материалы: качественная гуашь, кисти разных размеров, палитра, вода и бумага, подходящая для гуаши. Использование неподходящей бумаги может привести к тому, что краска будет плохо ложиться или быстро высыхать, что затруднит работу.
2. Слишком много воды
Гуашь не предназначена для работы с большим количеством воды. Если вы добавите слишком много жидкости, краска станет прозрачной и потеряет свою насыщенность. Лучше всего использовать воду умеренно, чтобы сохранить яркость и плотность цвета.
3. Игнорирование слоев
Гуашь хорошо работает в слоях, и многие начинающие художники забывают об этом. Наносите краску поэтапно, начиная с более светлых оттенков и постепенно добавляя темные. Это поможет создать глубину и объем в ваших работах.
4. Неправильное смешивание цветов
Смешивание цветов — это искусство. Не бойтесь экспериментировать, но старайтесь избегать смешивания слишком многих цветов одновременно, так как это может привести к грязным и непривлекательным оттенкам. Используйте палитру для тестирования смешанных цветов перед нанесением их на холст.
5. Пренебрежение временем высыхания
Гуашь быстро сохнет, и многие начинающие художники не учитывают это. Если вы пытаетесь наложить новый слой на еще не высохший, это может привести к размазыванию и потере четкости линий. Дайте каждому слою хорошо высохнуть перед нанесением следующего.
6. Недостаток практики
Как и в любом другом навыке, рисование гуашью требует практики. Не бойтесь ошибаться и экспериментировать. Чем больше вы будете рисовать, тем лучше будут ваши результаты. Регулярные занятия помогут вам развить свой стиль и уверенность в своих способностях.
7. Сравнение себя с другими
Каждый художник уникален, и сравнение себя с другими может привести к разочарованию. Сосредоточьтесь на своем собственном прогрессе и наслаждайтесь процессом создания. Помните, что каждый мастер когда-то был новичком.
Избегая этих распространенных ошибок, вы сможете значительно улучшить свои навыки работы с гуашью и получать больше удовольствия от творчества. Помните, что рисование — это не только результат, но и процесс, который приносит радость и удовлетворение.
Вопрос-ответ
Какие основные техники рисования гуашью существуют?
Среди основных техник рисования гуашью можно выделить: заливка, сухая кисть, лессировка, имприматура, работа с губкой, точечная техника и смешанная техника. Каждая из этих техник позволяет создавать уникальные эффекты и текстуры, что делает гуашь универсальным материалом для художников.
Как правильно подготовить рабочее место для рисования гуашью?
Для комфортного рисования гуашью важно подготовить рабочее место: выберите хорошо освещенное пространство, используйте защитную пленку или газету для защиты стола, подготовьте все необходимые материалы, такие как кисти, палитра, вода и бумага. Убедитесь, что у вас есть доступ к чистой воде для промывания кистей и разбавления красок.
Сколько времени сохнет гуашь и как это влияет на процесс рисования?
Гуашь сохнет довольно быстро, обычно в течение 15-30 минут в зависимости от толщины слоя и условий окружающей среды. Это позволяет быстро накладывать новые слои, но требует от художника быстрой работы, чтобы избежать смазывания уже нанесенных деталей. Если необходимо, можно использовать специальный спрей для замедления высыхания.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с гуашью, обязательно подготовьте все необходимые материалы: кисти разных размеров, палитру, воду и бумагу. Это поможет вам сосредоточиться на процессе рисования, не отвлекаясь на поиски инструментов.
СОВЕТ №2
Экспериментируйте с различными техниками нанесения гуаши. Попробуйте использовать сухую кисть для создания текстур, а также разбавлять краску водой для получения прозрачных слоев. Это разнообразит ваши работы и поможет найти свой стиль.
СОВЕТ №3
Не бойтесь ошибаться! Гуашь легко исправить: вы можете накладывать новые слои или использовать белую краску для коррекции. Это отличный способ учиться и развивать свои навыки, не переживая о конечном результате.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на освещение при рисовании. Хорошее освещение поможет вам лучше видеть цвета и детали, что особенно важно при работе с гуашью, которая может выглядеть иначе при разных условиях освещения.