Главная / Вопрос — ответ
Назад
Опубликовано: 04.12.2020
Время на чтение: 2 мин
1
101
Велюр и бархат ─ родственные ткани, которые трудно отличаются даже мастерами. Обе ворсистые, мягкие, блестящие. Относятся к высокородным материалам, имеющим аристократическое прошлое. Чтобы потенциальные покупатели могли сделать осознанный выбор без серьезных ошибок и разочарований, ознакомим их с тем, чем отличается велюр от бархата. Рассмотрим визуальные и качественные отличия (фото), области применения тканей, рекомендации по уходу за ними.
- 1 Визуальное отличие
- 2 По качественным характеристикам
- 3 Разница в уходе
- 4 Сферы применения материалов
- 5 Ну и напоследок
Визуальное отличие
Велюр ─ это собирательный термин, под которым объединена группа материалов, имеющих мягкую ворсистую поверхность. Его еще называют бюджетной заменой дорогому бархату.
Чисто по внешнему виду трудно сказать, чем отличается велюр от бархата. Если, конечно, не обращать внимания на ценник, как наиболее красноречивый показатель. Без него придется использовать лупу или детально рассматривать полотна с расстояния 10─15 см.
При отсутствии таких возможностей, отличие велюра от бархата определяется через осязание. Последний отличается более длинным ворсом, причем эта особенность легко определяется тактильно. На ощупь также выявляется плотность тканей. У бархата в силу особого способа переплетения нитей она выше. Если согнуть оба полотна, то бархат мнется, а велюр нет. Это связано с составом материалов. При изготовлении бархата используют натуральное шерстяное или шелковое, иногда хлопковое сырье.
В состав велюра, наряду с шерстью и хлопком включают:
- эластан;
- полиэстер;
- другие синтетические нити.
Свойства ткани
Благородный ворсистый материал обладает рядом свойств, как положительных, так и отрицательных.
Плюсы
- Роскошный внешний вид особенно у портьерного бархата.
- Воздухопроницаемость и способность впитывать влагу.
- Хорошо держит форму и не деформируется.
- Приятный к телу мягкий материал.
Минусы
- Из-за наличия ворса на ткани быстро скапливается пыль, и сильно прилипает мусор (нитки, шерсть животных).
- При постоянном трении ворс протирается.
- Бархат капризен в уходе и требует для этого много времени.
- Цвет материи склонен к выгоранию под солнцем.
- При пошиве бархата его срезанный край осыпается мелкими ворсинками.
По качественным характеристикам
Бархат дороже, но дело не только в составе. В основе его создания сложная технология изготовления. Ее суть состоит в использовании 5 нитей, из которых две для основы, две для утка, а пятая соединяет полотна. Когда двухслойную ткань разрезают, то из нити, соединившей половинки, образуется ворс. В результате формируется рыхлая быстро протирающаяся ткань с равномерным густым ворсом на лицевой поверхности. Она окрашивается высококачественными красителями, глубоко проникающими в волокна.
Особенности кожи
Кожа — естественный материал, сделанный из шкур животных. Так же, как никакие два животных не одинаковы, никакие две части кожи не идентичны. В дополнение к его собственному генетическому наследию, каждая шкура имеет небольшие зарубки и шрамы, которые отметили животное в течение его целой жизни. Эти естественные особенности не дефекты, и считаются «марками различия» в коже, добавляя к уникальности каждому готовому изделию.
Когда требуется более однородное покрытие, кожа может быть отшлифована. Однако, подлинная кожа не может быть одинаковой даже в толщине. Поскольку кожа не изготавливается, она менее однородна, чем другие материалы.
Есть много факторов, которые могут вызвать изменение в коже животного, как его возраст, климатические условия, пища и забота, сезон, в который животное было забито, и навык, используемый в дублении. Все это будет подробно рассмотрено в других разделах.
Разница в уходе
При всей своей похожести благородные ткани отличаются способами ухода. Велюр неприхотлив. Для борьбы с его загрязнениями понадобится губка, смоченная в мыльном растворе. Стирка полотна может быть ручной или машинной. Главное, чтобы она производилась в теплой воде (до 30°C). Шерстяную разновидность лучше чистить сухой щеткой.
Совет. Чтобы велюровые вещи оставались воздушными и мягкими, их лучше не гладить. Несильно нагретым утюгом с паром можно воспользоваться только для расправления заломов. Одежду темных расцветок желательно хранить в чехлах.
Бархат очень капризный материал, который быстро загрязняется, но который нельзя стирать. Выдерживает химчистку. Для ежедневной чистки подойдет влажная губка. Для глажки необходим пароувлажнитель.
Таблица. Сравнение тканей по некоторым характеристикам.
Признаки для сравнения | Бархат | Велюр |
Воздухопроницаемость | + | + |
Способность растягиваться | ─ | + |
Гигроскопичность | + | + |
Сминаемость | + | ─ |
Прочность | + | + |
+ признак проявляется;
— признак отсутствует или недостаточный.
История выделки кожи
Во все времена и у всех народов основным материалом для одежды и обуви служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.
К примеру, самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились, и их приходилось выделывать.
Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились «дубовыми», поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами.
Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало «составляющей» рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита героя Аякса в «Илиаде», говорит, что сыромятную кожу, «напоенную туком», растягивали за концы до тех пор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).
Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном.
Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии.
В России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с «гнилым» соленым раствором или в «мертвых колодцах»: к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.
Некоторые народы вместо соли использовали квасцы: так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1 (исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений.
Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э. сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу. Но этот способ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкой получалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.
Сферы применения материалов
Оба материала относятся к категории премиум-класса. Велюр сохраняет тепло и пропускает воздух.
Автор:
Анастасия Кукушкина
Надеюсь, вам нравится статья, которую я для вас подготовила! Если вы нашли в ней ошибки — напишите мне об этом! Я отвечу на любые ваши вопросы, задавайте их!