Народная мудрость гласит «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — и это правило в своем буквальном смысле становится главным для каждой мастерицы, занимающейся шитьем. Неправильный раскрой ткани в лучшем случае приведет к тому, что работу придется начать заново, а в худшем – безвозвратно испортит подготовленное полотно. Чтобы этого не произошло, нужно знать основные правила подготовки материала к шитью и технологию правильного раскроя.
Выкройка
Второй этап — декатировка
Декатировка – это утюжка ткани с целью профилактики ее на усадку. Если ткань по составу состоит из натуральных волокон, то обязательно нужно смочить ее в теплой воде и высушить, только после этого приступить к утюжке и раскрою. Так же, если ткань имеет загрязнения, то ее рекомендуется постирать с соответствующими средствами подходящих по маркировке, высушить и проутюжить, чтобы не было заминов и заломов. Ткань нужно стараться утюжить по направлению нити основы, т.е. вдоль кромки, чтобы избежать перекосов на готовом изделии.
Правильная обмеловка
Чтобы сделать обмеловку выкройки, вам понадобится заточенное мыло или же мел. Линии проводятся двойные: первыми обозначают основные контуры выкройки, вторыми – припуски, по которым будем разрезать ткань.
Далее переносим все имеющиеся на выкройке надсечки и помечаем основные точки вытачек. После того как сняли выкройку с ткани, прорисуйте стороны вытачек.
Что касается припусков на швы, то они для каждого участка будут различными. Если в первый раз шьете по этой выкройке, лучше сделать припуски на швы около двух сантиметров для следующих срезов:
- линии плеч;
- боковые линии;
- линии талии;
- проймы;
- рельефные линии.
Также оставьте припуск побольше для низа изделия на его подгибку.
Пятый этап – определение рисунка, ворса, оттенка
Если ткань имеет оттенок, односторонний рисунок или ворс (с начесом или с тисненым рисунком), необходимо определить направление оттенка или рисунка. В этом случае, раскладку выкроек делают в одном направлении.
Если ткань имеет рисунок в клетку или полоску, то на ткани нужно определить: на клетке — ярко выраженную клетку, а на ткани в полоску — ярко выраженную полоску, которые будут являться в дальнейшем основой всего рисунка.
Настил
Правильно раскроить ткань можно при выкладке в сгиб или в разворот. В домашних условиях лучше всего применять первый вариант, особенно когда в изделии присутствуют симметричные детали. Такой подход позволит создавать зеркальные половинки с идеально совпадающим рисунком.
Разворот используют в том случае, когда речь идет об ассиметричных выкройках и нескольких небольших отрезах. Опытные мастерицы при наличии отдельных полотен небольшого размера и необходимости создания зеркальных элементов прибегают к хитрости – накладывают один кусок материала на другой лицевыми сторонами вовнутрь и проводят работы в таком положении.
Два способа настила
Как правильно раскроить ткань? Правила раскроя ткани.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Для некоторых, кто только учится шить и кроить, уже только само слово «раскрой» вызывает чувство страха. Потому как даже ничего не смыслящий в деле пошива одежды человек понимает, что если что-то не так разрезать, раскроить, то после этого, как говорил киношный персо́наж Попандопуло: «Сделаешь дырку, потом не запломбиру́ешь!»
Так оно и есть. Некоторые промахи, допущенные при раскрое, исправить «в рамках этого же проекта» будет невозможно. Поэтому рассмотрим все тонкости такого «действа» как раскрой ткани, чтобы в дальнейшем избежать грубых ошибок при его выполнении. И я бы хотела пожелать всем нам любителям шитья, выработать привычку быть предельно собранными при раскрое ткани.
Итак, мы подготовили ткань к раскрою.
Подготовка ткани к раскрою.
Декатирование ткани.
Всё учли, всё совместили и уже разложили выкройку на ткани.
Как разложить выкройку на ткани?
Как разложить выкройку на ткани в клетку?
Как разложить выкройку на ткани в полоску?
Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком?
Как разложить выкройку на ткани с купонами?
Как разложить выкройку на ткани с бордюрами?
Как разложить выкройку на ткани с фестонами?
Теперь, когда все детали выкройки разложены, их можно смело прикреплять к ткани. А как и чем прикреплять?
На сегодняшний день существует несколько способов прикрепить выкройку к ткани.
Прикрепление выкройки с помощью булавок.
Самый известный, самый распространенный и чаще всего применяемый способ, это прикалывание булавками.
В одних книгах по обучению шитью и крою, их авторы советуют погуще прикалывать выкройку к ткани булавками. В других, ограничится 5 – 6 штуками на одну деталь. Я же считаю, что количество булавок необходимых для прикалывания выкройки к ткани зависит от свойств той или иной ткани.
Если ткань обладает не высокой прорубаемостью полотна, проще говоря, дырочки от игл и булавок не оставляют заметных следов, то и булавок можно вкалывать столько сколько посчитаете нужным. Ну, конечно же, их не должно быть как звезд на небе.
А вот если ткань обладает высокой прорубаемостью полотна, то нужно постараться обойтись минимумом булавок или вкалывать в припуски на швы.
Фиксирование выкройки с помощью грузиков.
Вместо булавок можно использовать фиксирующие грузики.
Фиксирующие грузики могут отличаться: страной производителем, цветом, дизайном, диаметром, а значит и весом, но это всегда металлические круги, с несколькими шипами-ножками на дне, для более устойчивого фиксирования, и самого грузика, и выкройки на ткани.
Фиксирующие грузики очень удобные штукенции. Быстро раскладываются по выкройке. В отличие от булавок, без труда снимаются и передвигаются по ней с места на место.
Фирменные фиксирующие грузики, вещь в наши дни не совсем дешевая (кризис, курс доллара). К тому же, в обычном отечественном, «средней руки» специализированном магазине, таких принадлежностей для шитья не купишь. Поэтому, фиксирующие грузики ещё малоизвестны и очень редко применяемы любителями шитья в постсоветских странах.
Но уж больно вещица удобная. Особенно незаменимы они были бы для тканей, к которым и с иглой-то страшно подходить. Атлас, кожа и т.д. На таких тканях следы от иглы никогда не исчезают. И выкройки к таким тканям булавками лучше вообще не прикалывать. Вот как раз в таких случаях фиксирующие грузики были бы в самый раз.
Посему, можно попробовать самому сделать такие грузики. Например, завернуть в лоскут красивой ткани обыкновенную гирьку для весов, которую применяют в торговле (если у кого-то есть дармовая).
Или обернуть таким же образом какое-нибудь металлическое кольцо, диск, шайбу и т.п.
Завязать всё это дело красивым бантиком и фиксирующий грузик готов.
Вместо грузиков можно использовать обыкновенные, небольшие консервные банки.
Фиксирование выкройки с помощью подручных предметов.
Или чтобы прижать выкройку к ткани и не дать ей сдвигаться в разные стороны, можно положить на выкройку ближе к краям, например, линейку или несколько, а сверху их придавить чем-нибудь тяжелым.
Прикрепление выкройки с помощью клея – спрея для текстиля.
В наше время появился более современный способ прикрепить выкройку к ткани. Это применить клей – спрей временной фиксации. Пользоваться им очень просто. Нужно пшикнуть из баллончика прямо на бумажную выкройку и сразу же её на ткань. Она там и приклеится. «Отработала» выкройка своё, и её легко будет отделить от материала, снять.
Но приколоть выкройки к ткани это ещё даже не полдела, а так только начало дела. После того, как мы поместили выкройку на ткань и прикрепили её там, нужно теперь обвести (обрисовать) контуры выкройки (линии швов) и дать припуски на швы.
- это контуры выкройки;
- это припуски.
Чтобы узнать все подробности и тонкости, того, как правильно наносятся контуры выкройки и припуски на ткань, и какие, на сегодняшний день существуют для этого разметочные инструменты, вы можете сходить «на экскурсию» вот на эту страницу.
Вернулись? Теперь будем разбираться с припусками. Если вы используете выкройку из журнала, то там, как правило, припуски указываются индивидуально под каждую модель. А когда таких «подсказок» нет, то на помощь придут общепринятые цифровые значения припусков.
С разметочными инструментами, которыми наносится на ткань сама контурная линия, мы уже познакомились. А теперь посмотрим, с помощью, каких инструментов можно размечать припуски.
Инструменты для разметки припусков.
Для разметки припусков можно воспользоваться специальными фирменными раскройными, маркировочными линейками. Например, вот такой.
На этой линейке есть дополнительная деталь-фиксатор. С помощью, которой выставляется нужная ширина припуска. А дальше, край детали фиксатора на линейке нужно вести по контуру выкройки, а край самой линейки будет показывать, где нужно наносить линии.
Или вот такая линейка.
На её краях есть удобные выступы с фиксированными размерами 1см, 1,5, 2, 2,5, и 3 см. Надо просто повернуть такую линейку, нужной шириной припуска, к контуру выкройки и дальше спокойно наносить разметку припусков.
Очень удобно наносить припуски таким приспособлением как меловое колесико, соединенное с копировальным. С ним мы уже познакомились. Только очень жаль, что нет возможности выставлять на этом приборе нужную ширину припуска. На этом чудном устройстве имеется всего лишь только 3 варианта ширины припуска.
Это были, так сказать, магазинные инструменты. Естественно они стоят денег. Я предлагаю, для нанесения припусков воспользоваться нехитрым приспособлением, которое делается очень быстро и в домашних условиях. Поделюсь с вами своим ноу-хау, если так можно сказать. Я часто пользуюсь вот такой штучкой. Это небольшой, 2 см в ширину и 5 – 6 см в длину картонный прямоугольник, на котором мною нанесены несколько линий.
Они находятся от края на разных расстояниях. Это может быть и 0,5 см, и 1 см, и 1,5 см. В общем, столько, сколько мне нужно отложить в том или ином месте ширину припуска. Я просто прикладываю нужной, намеченной линией прямоугольник к контуру (к краю) бумажной выкройки и быстро, разметочными инструментами прорисовываю или, если хотите, прочерчиваю линию (припуск) на нужную мне в этом месте ширину.
Детали кроя, которые нужно продублировать прокладочными материалами полностью, на них сначала приутюживают прокладку, а потом только наносят контуры выкройки. Тоесть, сначала наносятся нужной ширины припуски (плюс несколько дополнительных миллиметров на усадку, неизбежную после приутюживания прокладки), деталь выкраивается, дублируется прокладочными материалами, а только потом на такие детали наносятся контуры выкройки.
Как кроят разные виды тканей?
Прозрачные и тонкие шелковые ткани.
При работе с такими тканями следует соблюдать особую осторожность.
Скользкие ткани нужно раскладывать на какой-нибудь шероховатой поверхности, чтобы они меньше скользили. Например, клеенка, перевернутая изнаночной стороной кверху, лист картона и т.п.
Для фиксации деталей выкройки на прозрачных и тонких шелковых тканях используют очень тонкие (0,5 мм) булавки и остро заточенные ножницы, смыкающиеся по всей длине.
Блестящие ткани.
Все детали одной выкройки на тканях с глянцевой поверхностью или с поверхностным блеском нужно раскладывать так, чтобы на готовом изделии все детали имели одинаковый оттенок. Или, наоборот, если это задумано как декор, некоторые детали могут быть специально выкроены в другом направлении. Например, воротники, манжеты, планки застёжек и др.
Кружевное полотно.
Детали выкройки раскладываются на кружевных полотнах в один слой. Так легче следить за совмещением узора полотна на стыках (швах) между деталями.
Детали выкройки фиксируются на полотне длинными булавками.
Ткани с блёстками (пайетками).
Детали одной выкройки раскладываются на тканях с пайетками все в один слой. Так как на готовом изделии ряды пайеток должны быть направлены в одну сторон, детали выкройки раскладывают в одном направлении.
Идеальным был бы вариант приклеивать детали выкройка на ткань с пайетками специальной маркировочной лентой. Тогда при разрезании ткани с припусков не осыпаются пайетки. За неимением оной используются булавки или грузики.
Припуски при раскрое тканей с пайетками делают широкими – до 2см.
Сразу после раскроя по линиям швов следует проложить закрепляющие строчки. После этого пайетки больше не будут осыпаться.
Ткань «рогожка».
На тканях «рогожка» очень хорошо видна структура полотна – переплетение долевых и уто́чных нитей. Поэтому, при раскрое тканей «рогожка» следить за правильным расположением долевой нити на деталях выкройки следует с особым вниманием.
Так как припуски на швы на деталях кроя из рогожки оставляют очень широкими – до 2,5 см, запаса ткани рогожка понадобится несколько больше, чем любой другой.
На грубой ткани детали выкройки раскладываются в одну сторону.
Вельвет.
На вельвете детали выкройки всегда раскладываются в одну сторону.
Бархат.
Ткань бархат раскладывается на рабочей поверхности в один слой, так как она очень скользкая и в два слоя её кроить нельзя. Детали выкройки раскладываются на бархате с лицевой стороны и в одном направлении.
Фиксируются детали выкройки на бархате грузиками или булавками, которые вкалываются в материал припусков на швы деталей.
На бархате очень видны проколы иглы, и машинной и ручной. Поэтому любые изменения в выкройку нужно внести ещё до раскроя ткани.
Габардин.
Структура полотна ткани габардин с лицевой стороны имеет характерный диагональный рубчик. Чтобы разные детали одного и того же готового изделия имели одинаковый оттенок, всё детали выкройки нужно раскладывать в одну сторону.
Искусственный мех.
Детали выкройки раскладываются на полотнах искусственного меха с изнаночной стороны и в одном направлении. На полотнах искусственного меха «под натуральный» и с коротким ворсом детали раскладываются так, чтобы ворс был направлен в сторону низа. На полотнах с длинным ворсом – в любом направлении.
Детали выкройки прикалываются к меховому полотну специальными длинными и прочными булавками.
Разрезается меховое полотно лезвием и ножницами. Обычными ножницами искусственный мех разрезается короткими резкими движениями одних только кончиков лезвий. Волоски меха не должны попадать под лезвие бритвы или ножниц.
Припуски на швы при раскрое искусственного меха даются: либо минимальные 0,5 см, либо их вообще не делают (шов встык).
Искусственная замша.
На полотнах искусственной замши нет привычного для нас, любителей шитья, направления долевой нити. Но есть ворс. Он хоть и короткий, но всё равно детали кроя на замше раскладываются в одном направлении. Но соблюдать при этом строжайшее прямое направление не обязательно. Детали можно раскладывать друг к другу «ёлочкой», угол отклонения может достигать 45⁰.
Искусственная кожа и материалы с покрытием.
Булавка на искусственной коже и материалах с покрытием оставляют очень заметные и неисчезающие уже никогда следы. Поэтому детали выкроек на таких материалах фиксируют грузиками.
Искусственная кожа и материалы с покрытием не имеют направления долевой нити. Однако на них присутствует, выраженный в большей или меньшей степени, поверхностный блеск. Поэтому такие материалы кроят, так же как и замшу (см. выше в статье).
Трикотаж.
Трикотажные полотна имеют свойство менять оттенок в разных направлениях. Поэтому детали выкройки нужно располагать все в одном направлении.
Тонкие трикотажные полотна можно раскладывать в два слоя, толстые полотна и трикотажные полотна с выпуклыми узорами (рисунками) – в один слой.
При раскладке лоскута трикотажа на рабочей поверхности следует следить за тем, чтобы он весь полностью на ней находился. В противном случае искажения формы деталей не избежать.
Хорошо! Всё сделали, всё нанесли, теперь Бог в помощь, приступаем непосредственно к крою. Тоесть будем … да! Резать!
Подавляющее большинство тканей кроят специальными раскройными ножницами. Нет, конечно, можно любыми, и даже маникюрными получится разрезать. Но вот что получится…. Всегда лучше работать правильным и подходящим инструментом. Это касается всего, не только ножниц.
Самое главное отличие раскройных ножниц – это то, что ручка ножниц на них наклонена определённым образом относительно лезвий.
Раскройные ножницы поднимают ткань на минимально возможную высоту. А значит, смещения слоев ткани и бумажных деталей выкройки будут незаметны.
Кроят, тоесть разрезают ткань по линиям, которые мы нанесли (обрисовали) вокруг выкройки. Кроят по нанесенным линиям припусков!
Кроить ткань по прямым линиям нужно серединой режущей части ножниц, а по плавным линиям – концами лезвий.
Примечание. (Правшам, удобнее всего, кроить от себя прямо и от себя влево).
Итак, правой рукой мы кроим, левой обязательно придерживаем ткань.
Разрезы делаем спокойно, ровно, равномерно. Во время кроя не нужно поднимать и двигать ткань с прикрепленными к ней деталями выкройки. Чем выше будет поднята ткань, тем больше будет деформироваться, перекашиваться слои ткани под выкройкой и ширина припусков в одних и тех же местах тоже будет разниться. А 2, 3 мм разности в припусках потом могут где-то напакостить.
Одно из самых главных правил при выкраивании – вытачки на деталях не вырезать!
Примечание. Если материал внутри вытачек всё-таки необходимо вырезать, то резать следует не по контуру выкройки, а по краю припуска на шов, который обязательно нужно оставить, чтобы дальнейшее соединение сторон вытачки было возможным.
Выкраиваем каждую деталь сразу, то количество раз, сколько нужно.
Все выкроенные детали нужно складывать на ровной поверхности. Не приминаем, не придавливаем, не кладём ничего тяжелого сверху, чтобы ничего нигде не искривлялось, не сминалось.
Не нужно выбрасывать обрезки ткани, которые неизбежно останутся после раскроя.
- Самые крупные из них можно будет использовать для других проектов.
- Из них можно будет выкроить ещё одну небольшую деталь, которую вы могли пропустить (забыть) выкроить.
- Из них можно будет выкроить какие-нибудь дополнительные детали. Например, планки разрезов рукавов, воздушные петли, обтачные петли и т.д.
- На совсем маленьких остатках мы будем пробовать, как работает наша швейная машина, и регулировать натяжение нитей.
- На лоскутках мы можем подобрать самый подходящий цвет нитей для этой ткани, нужную строчку.
- Остатки ткани послужат нам «подопытным кроликом» для приутюживания клеевой прокладки и проб на влажно-тепловую обработку.
И вообще, мало и на что могут пригодиться в домашнем хозяйстве остатки ткани от раскроя.
Ну, вот перед нами стопочка, свежевыкроенных деталей. Что же, у нас получилось?
После раскроя нужно нанести контрольные метки на ткань.
Помните, старую житейскую мудрость – «семь раз отмерь, один отрежь»? Она актуальна для этой статьи, как ни для какой другой.
Удачи! С уважением, Милла Сидельникова!